«Архив глазами детей. Архив бесценный источник…»


Мы редко задумываемся о том, как сохраняется важная для народа информация по разным областям науки: литературе, истории, русскому языку… Совершенно случайно, когда я готовилась к классному часу о детях блокадного Ленинграда, мне попался следующий документ:


Детские дома

8 фондов, 108 ед.хр., 1942-1955 гг.

В начале 1940-х гг. в округе созданы детские дома для эвакуированных детей из г. Ленинграда, прифронтовой полосы. Являлись государственными воспитательными учреждениями для детей, которые лишились родителей, нуждались в помощи и защите государства. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. расформированы.


Больше-Каменский №76 пос. Большой Камень Микояновского района
Ф. 240, 11 ед.хр., 1949-1955 гг.

Зареченский №77 пос. Заречный Микояновского района
Ф. 199, 8 ед.хр., 1944-1949 гг.

Кедровский №80 пос. Кедровый Самаровского района
Ф. 211, 14 ед.хр., 1945-1952 гг.

Лиственничный №74 пос. Лиственничный Кондинского района
Ф. 201, 26 ед.хр., 1946-1949 гг.

Песчаный №81 пос. Песчаный Сургутского района
Ф. 198, 8 ед.хр., 1942-1949 гг.

Сургутский №83 с. Сургут Сургутского района
Ф. 206, 19 ед.хр., 1944-1950 гг.

Урманный №79 пос. Урманный Самаровского района
Ф. 197, 15 ед.хр., 1942-1949 гг.

Ягодинский №75 пос. Ягодный Кондинского района
Ф. 208, 7 ед.хр., 1946-1950 гг.

Я обратила внимание на запись – Ягодинский Детский дом № 75 пос. Ягодный Кондинского района Ф. 208, 7 ед. хр., 1946-1950 гг.

Мне стало интересно узнать всю историю, связанную с этими детьми. Я обратилась с просьбой к руководителю школьного музея «Кладезь» с просьбой поработать с материалом о детях из Ленинграда.

В руки мне попала папка, в которой была собрана вся переписка с этими детьми, теперь уже взрослыми людьми. Этим занималась когда-то Капран Алла Николаевна, учитель русского языка и литературы, приехавшая работать молоденькой в нашу школу. Она первая обратила внимание на то, что во дворе Ягодинской школы стоял рояль, и удивилась тому, откуда здесь в глухой деревне такой инструмент. Разглядывая эту «диковинку», она обнаружила надпись на крышке рояля: город Ленинград. Идея возникла сама: необходимо раскрыть тайну этого рояля. Девушка-учитель начала свое расследование, которое заняло у нее не один год. Оказывается, этот рояль к нам в поселок «приехал» вместе с детьми из блокадного Ленинграда.

Так, благодаря энтузиазму молодой учительницы, были найдены ею оставшиеся в живых дети блокадного Ленинграда, с которыми продолжительное время велась переписка. Алла Николаевна не раз получала от бывших блокадников приглашение приехать в Ленинград. И она вместе с ребятами, которые помогали ей в работе, решили съездить в г. Ленинград.

И она вместе с ребятами, которые помогали ей в работе, решили съездить в г. Ленинград.

Встреча получилась очень трогательной. Наши ребята были горды тем, что отыскали бывших воспитанников детского дома, теперь уже в преклонном возрасте, которые будучи детьми, испытали все горести войны. В течение четырех лет они жили и учились в нашей Ягодинской школе.

Бывшие воспитанники ленинградского детского дома были благодарны всем жителям поселка Ягодный, которые, несмотря на то, что в каждой семье было много детей, существовала трудность с пропитанием, все-таки приютили их.

В архивах школьного музея сохранилась фотография, на которой – дети блокадного Ленинграда. Вот так совершенно случайно, я обнаружила документ из архива Мао, который заставил меня узнать все, что было связано с детским домом №75 п. ягодный.

Спасибо всем сотрудникам архивов, музеев, которые сохраняют не только ценные документы, но и увековечивают память о тех людях, которые уже давно ушли из нашей жизни. Спасибо за то, что благодаря им, живет наше прошлое, наша история, наши традиции… Значит и будущее.

«Государство может потерять богатство, казну, как это часто бывает в истории. Но все это со временем можно восполнить и восстановить. Но невозможно восстановить потерянные архивные материалы. Поэтому архив – это бесценный источник, где хранятся уникальные материалы общественно-политической деятельности выдающихся людей и факты исторических событий. в этом заключается значимость архива как источника научного познания». (Паркова Н.А. ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет).

Бабичева Маргарита, ученица 8 класса,
МБОУ «Ягодинская СОШ»