Речь. Пунктуальность. Приметы времени.
Если бы М.А. Тебетев не стал художником, он вполне мог стать самобытным писателем. Продолжаем серию публикаций «Дневниковые записи М.А. Тебетева - фотография души».
Читать дневниковые записи художника легко и интересно. Нужно отметить его образованность, грамотную речь, отсутствие ошибок, убористый мелкий и ровный почерк, наличие диалектных слов, интересных авторских выражений.
Фотография страницы дневниковых записей М.А. Тебетева. 1985.
КУ «Государственный архив Югры». Фонд 409. Опись 1. Ед. хранения 26.
Например, 15 августа 1981 года он записал: «Утром я разбудился. Смотрю, и Саша открыл глаза и мне говорит: «Будем рисоваться!»
25 августа мы находим в дневнике запись о молодом кедре, росшем у здания Правительства в Ханты-Мансийске, на верхушке которого было 2 шишки: «Я боялся, что кто-нибудь увидит эти шишки и неосторожно верхушку отломит и дереву будет сделана непоправимая ампутация».
21 ноября того же года художник пишет: «Работал часа четыре. Наводил порядок на небе».
«Здоровье мое дряхлое, требует постоянного ремонта», - поделился художник в 1982 году.
Художник М.А. Тебетев просматривает альбомы с эскизами. Фотография из фондов КУ «Государственный архив Югры».
Тебетев хорошо помнил даты, у него было необыкновенное чувство времени, он указывал происходящие события с точностью до минуты. Порой такая скурпулезность переходила в педантичность. Так, 14 августа он записал в дневнике: Встал в 5 часов утра, в 6.10 с Ирой направились на автоостановку и в 6.20 поехали в Самарово на речпорт. В 7.00 часов Метеор отшвартовался, и я поехал вниз по Иртышу. В 14.00 часов был в Шеркалах.
Его дневниковые записи – экскурсия в прошлое. Читая их, жившие в СССР предаются воспоминаниям о далеких и таких близких временах. Для молодого же поколения – это новые открытия в истории нашей страны, познание особенностей мироустройства и миропорядка того времени.
«Ходил на рентген желудка, на флюрографии был. Последнее надо горсобесу, а то не дадут талоны на мясо и масло, говорят, и пенсии не получишь», - написал Тебетев 17 января 1983 года в своем дневнике.
Фотография страницы дневниковых записей М.А. Тебетева. 1989.
КУ «Государственный архив Югры». Фонд 409. Опись 1. Ед. хранения 34.
25 апреля 1984 года читаем строки: «По окррадио сообщалось, что птицефабрика «Югорская» в полтора раза выполнила соцобязательства по яйцу и мясу». Далее он сообщил, что в апреле две недели ни в одном магазине нет яиц. «В чем же заслуга птицефабрики, когда есть такие перебои в торговле, и у народа нет этого продукта на столе?» – рассуждал Тебетев.
29 октября 1985 года художник прилетел в Игрим навестить своего 80-летнего отца, при этом он вспоминает, чем угощал его отец-ветеран: «Вскипятил он чай, поставил на стол консервированные продукты, пояснив, что консервами участников Великой отечественной обеспечивают исправно», - вспоминает Митрофан Алексеевич.
В День 7 ноября, в красный день календаря - в праздник Великой Октябрьской социалистической революции в 1985 году в дневнике появилась запись: «Утром температура воздуха -4, а в 14.00 – 0 градусов, солнце, - записал в дневнике художник 7 ноября 1985 года. – Ходил в колонне ветеранов на демонстрацию. Демонстрация сегодня прошла за 40 минут». Тогда ходили в колонне все, от мала, до велика.
Понятие «партпоручение» практически вышло из обихода, но в 80-е было очень актуально. 5 ноября 1985 года он написал: «На партсобрании в ДК «Октябрь» Белкина Изита сообщила, что мне надлежит в СПТУ-43 бывать, встречи делать с учащимися. Это мое партпоручение».
Фотография страницы дневниковых записей М.А. Тебетева. 1989.
КУ «Государственный архив Югры». Фонд 409. Опись 1. Ед. хранения 34.
«Утром появилась идея сделать альбом «Миру-мир» и с материалами о том, как я 7 лет помогаю Советскому фонду мира направить в качестве подарка XXVII съезду КПСС, как подарок от художника», - написал Тебетев 1 декабря 1985 года. Сейчас нам даже представить сложно, как раньше все свои успехи и достижения народ посвящал партийным съездам, а некоторые съездам дарили и подарки, сделанные своими руками.
Ушли в прошлое съезды КПСС, партячейки, соцобязательства, талоны на моющие средства и сахар, но по страницам личных дневников художника можно проследить историю страны и его отношение к теперь уже архаическим явлениям.
Автор очерка:
ведущий архивист КУ «Государственный архив Югры»
Косполова Людмила Анатольевна.