Сегодня, 17 ноября, отмечается Всемирный день философии.
В Национальном архиве Республики Калмыкия хранится личный фонд Джала Дарбаковича Орлова (1905-1985 гг.) – первого ректора Калмыцкого педагогического института, кандидата философских наук, доцента, заслуженного деятеля науки Калмыцкой АССР, «Отличника Высшей школы СССР», общественного деятеля Калмыкии, стоявшего у истоков высшего образования в республике. Его по праву можно считать первым светским философом Калмыкии.
Окончил Ростовский институт подготовки кадров красной профессуры. Аспирант по философии при Ростовском государственном университете, которую окончил в 1941 году. По окончании аспирантуры Народный комиссариат просвещения РСФСР направил Д.Д. Орлова на преподавательскую работу в г. Элиста Калмыцкой АССР, где Джал Дарбакович одновременно работал заведующим отделом пропаганды и агитации Калмыцкого обкома ВКП(б) и заведующим кафедрой марксизма-ленинизма Калмыцкого педагогического института. Руководил кафедрой марксизма-ленинизма Калмыцкого пединститута, руководил кафедрой марксизма-ленинизма Омского педагогического института, работал старшим преподавателем философии института.
В августе 1960 года Д.Д. Орлова пригласили в Новочеркасский политехнический институт, при котором работал доцентом кафедры философии, в мае 1964 года переведен в качестве ректора.
Вот как охарактеризовал миссию философа Джал Дарбакович Орлов в изданных мемуарах «О времени и себе»: «Миссия философа в высшем учебном заведении сложна и ответственна. Философ призван научить студента правильно мыслить, то есть строго придерживаться принципов и законов логики и диалектики, ясно представлять их первостепенную значимость в человеческой деятельности. Именно поэтому философия изучается во всех вузах страны, независимо от их профиля. Я старался в меру своих возможностей, чтобы студенты поняли место и значение философии в системе дисциплин высшей школы как науки о самых общих законах развития природы и человеческого общества, изучали её основательно».
Кукушкин Павел Иванович, Ветеран труда ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», Почетный нефтяник, Почетный гражданин города Урай.
П.И. Кукушкин родился в 1953 году в деревне Воробьёво Городецкого района Горьковской (ныне Нижегородской) области. После окончания 8 классов средней школы поступил в Заволжский автомоторный техникум на факультет «электрооборудование промышленных предприятий и установок», после окончания которого приступил к работе дежурным электриком судостроительной верфи в городе Заволжье.
С мая 1972 и до 1974 года служил в рядах Советской Армии. Демобилизовавшись, вернулся на прежнее место трудовой деятельности и параллельно получал образование на заочном отделении Уральского государственного университета по специальности «философ, преподаватель философии».
С ноября 1977 года живёт и работает в городе Урай Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Трудился инженером по охране труда и пожарной безопасности, мастером производственного обучения учебно-курсового комбината, технологом цеха по добыче нефти и газа, заместителем начальника данного цеха, инженером отдела комплектации оборудования в ПО «Урайнефтегаз».
14 января 2001 года П.И. Кукушкин избран депутатом Думы города Урай третьего созыва. В 2002 году Павел Иванович защитил диссертацию, стал кандидатом философских наук. Вынесенные им на заседания городской Думы вопросы находили положительное решение и послужили основой для выработки комплексных городских программ по образованию, здравоохранению и социальной защите населения, среди них: «Здоровье и образование», «Дети-сироты» и другие.
Ризаитдин Фахретдинович Фахретдинов (4 (16) января 1859, д. Кичучатово, Бугульминский уезд, Самарская губерния — 11 апреля 1936, Уфа, Башкирская АССР, РСФСР, СССР) — ученый-просветитель, историк, богослов, религиозный и общественный деятель. Муфтий ЦДУМ (1922—1936).
Ризаитдин Фахретдинов является крупным религиозным философом. Им написаны повести «Салима, или Целомудрие» (1889), «Асма, или Проступок и наказание» (1903), в которых автор выступает сторонником приобщения народа к передовой европейской культуре, поднимает проблему эмансипации женщины.
Важнейшее место в наследии Ризаитдина Фахретдинова занимает многотомная историко-биобиблиографическая книга «Асар» («Асар»), посвящённая жизни и творчеству учёных, деятелей культуры и просвещения народов Востока, над которой он работал в течение нескольких десятилетий.
В вопросах становления и развития литературного татарского языка его позиция неоднозначна. Некоторое время Р.Фахретдин был увлечен идеей создания единого для всех тюрков литературного языка, в дальнейшем писал на языке, близком к разговорной речи казанских татар, и называл его «казанский тюрки».