1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Новости организации
  4. Югорский архивный диктант «Взгляд в прошлое»: Исторический очерк № 10
Июль 7, 2022
Югорский архивный диктант «Взгляд в прошлое»: Исторический очерк № 10


Очерк 10 2022-01.jpg

В 2004 году в столице Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Парке Победы было установлено 10 бюстов Героев Советского Союза. В 2005 году их пополнил бюст ещё одного Героя – Архангельского Николая Васильевича.

Архангельский Николай Васильевич

Архангельский Николай Васильевич (портрет). 1943 год
Архивный отдел администрации Октябрьского района.
Фотофонд. Оп. 1. Д. 447.

Героя Советского Союза считают своим земляком в нескольких населенных пунктах разных субъектов нашей страны – Курганской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Всё дело в том, что Николаю Васильевичу довелось ни один раз менять место жительства, а в годы войны в составе 57 бомбардировочного авиационного полка освобождать Сталинград, Польшу от фашистских захватчиков.

Данные о месте и дате рождения Николая Архангельского разнятся. В большинстве публикаций датой рождения указано 10 апреля 1921 года, но в книгах памяти и других документах встречаются 1920 и 1922 годы. Родился Николай Васильевич в Курганской области, а вот единого мнения, в каком именно поселении нет. Одни говорят, что в селе Красномыльское, в других материалах фигурирует посёлок Осеево.

Возможно, правильные ответы на эти вопросы мы найдём в статье Анатолия Галюкова «Памяти друга». Автор статьи, будучи одноклассником и близким другом Героя, многое знал о его довоенной жизни. В заметке он пишет:

«Родился Николай в селе Красномылье, а не в Осеево, как пишут некоторые авторы, и не в 1921, а в 1922 году».

В подтверждение этим словам можно отметить, что в селе Красномыльском имя Николая Архангельского носит одна из улиц, а с 22 апреля 2021 года решением Шадринской районной Думы его имя присвоено школе № 1. В 2005 году на фасаде школы установлена мемориальная доска с напоминанием, что село является родиной Архангельского Николая Васильевича. В школе созданы уголок боевой славы и музей, посвященный Герою.

Мемориальная доска Архангельскому Н.В.

Мемориальная доска в честь памяти Героя Советского Союза Н.В. Архангельского.
Курганская область, Шадринский район, село Красномыльское.

Источник: Реестр мемориальных сооружений, посвященных Великой Отечественной войне, расположенных на территории Курганской области 

Коля рано лишился матери – мама Нина Петровна сильно заболела и умерла, когда ему было 4 года. В воспитании Николая и его младшей сестры Ларисы стала помогать родная сестра отца – Мария Алексеевна Мехоношина.

Отец Василий Алексеевич был учителем, закончил Екатеринбургскую учительскую семинарию. Педагогов в северных территориях тогда не хватало, поэтому отца из родной Курганской области направили на Север – организовывать школы в национальных поселках. Трудовую деятельность в далеком национальном поселке Мужи Шурышскарского района Ямало-ненецкого округа отец начал 1 сентября 1933 года. Сначала работал заведующим учебной части и преподавателем математики в Мужевской неполно-средней школе, затем с 1 августа 1939 года по 1957 год трудился в Кондинской, Казымской, Полноватской школах Микояновского, ныне Октябрьского района современного Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Из наградного листа В.А. Архангельского

Из наградного листа В.А. Архангельского. 19 марта 1949 года.
Архивный отдел администрации Октябрьского района. Ф. 65. Оп. 1. Д. 8.

Коля Архангельский окончил школу-семилетку в селе Мужи. В это период Николай увлекся авиамоделированием и стал заниматься в авиамодельном кружке Мужевской школы.

Учащиеся второго класса Мужевской школы

Учащиеся второго класса Мужевской школы
(первый в верхнем ряду Коля Архангельский). 1933 г.
Архивный отдел администрации Октябрьского района. Ф. 65. Оп. 1. Д. 4.

Из воспоминаний его одноклассника Григория Репина:

«У нас в те годы два раза в неделю были уроки труда, нас учили владеть рубанком, стамеской, пилкой. Мы делали табуреты, рамки для портретов. Я сейчас вспоминаю, как Коля Архангельский с Женей в соседней комнате колдовали над авиамоделью, что-то клеили, что то подколачивали. У авиамодели винт приводился в движение при помощи резинок. Мне ещё вспоминается как однажды в выходной день (какой месяц не помню, но это было зимой) на [площади] около старой церкви (там размещался клуб) запускали воздушный шар, склеенный из бумаги специальной, при помощи согретого воздуха. Это тоже была затея Коли и Жени. Около шара были взрослые и ученики, всем было интересно, как подымается воздушный шар».

Фрагмент воспоминаний Григория Репина, одноклассника Николая Архангельского

Фрагмент воспоминаний Григория Репина,
одноклассника Николая Архангельского.
Архивный отдел администрации Октябрьского района. Ф. 65. Оп. 1. Д. 4.

Чтобы продолжить обучение в 8 классе Николай уезжает в Кондинское. Но ввиду малочисленности класса в Кондинской школе, продолжил обучение в Шадринске в средней школе № 9. Каждая из школ, где учился Николай Архангельский, сейчас носит его имя.

Памятник Герою Советского Союза Архангельскому Николаю Васильевичу рядом со зданием средней школы поселка Октябрьского

Памятник Герою Советского Союза Архангельскому Николаю Васильевичу рядом со зданием средней школы поселка Октябрьского.
Архивный отдел администрации Октябрьского района. Фотофонд. Оп.1. Д.901.

В Шадринске в то время от Дома Обороны работал летно-планерный клуб. Николай сразу же познакомился с его руководителем Иваном Рябовым и инструктором Г. Максаровым, и с большим воодушевлением взялся за работу по привлечению ребят в члены клуба. С предложением о вступлении в клуб он пришел к авиамоделистам Дома пионеров. В дальнейшем летно-планерный клуб был закрыт. При Доме пионеров, куда были переданы планеры, в 1938 году был организован свой планерный кружок. После окончания учебы и сдачи зачетных полетов со склонов Тумановской горы выпускники получали звание пилотов-планеристов класса «Б».

В 1939 году после окончания школы, Николай Архангельский вместе со своими одноклассниками, поступает в Челябинский аэроклуб для обучения летному делу без отрыва от производства. Днем – работа, вечером – занятия в аэроклубе, летом – полёты на аэродроме. Работал Николай на знаменитом Челябинском тракторном заводе токарем-оператором, где обслуживал 12 станков-автоматов. Через год в августе 1940 тракторно-заводским военкоматом был призван в ряды Красной Армии. Вскоре по комсомольской линии был направлен в Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е. Ворошилова, которое окончил уже во время Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года. И уже через месяц Архангельский оказался в действующей армии в составе 57 бомбардировочного авиационного полка.

В период Великой Отечественной войны Архангельский совершил не одну сотню боевых вылетов. На задания он летал на американском самолёте «Бостон». Николай Васильевич неоднократно своими лётными умениями доказывал, что самолет успешно может вести воздушный бой. За технически грамотную эксплуатацию самолета «Бостон» Президент США Рузвельт награждает его золотой медалью «За боевые заслуги». Медаль советским лётчикам была вручена в июле 1943 года маршалом авиации А.А. Новиковым.

Союзкиножурнал № 42 июль 1943 года.
Фрагмент. Вручение американских орденов и медалей.
Канал «От Советского Информбюро ХРОНИКА»

За бесстрашие и успешное выполнение заданий Николай Архангельский был награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Красного Знамени, Орденом Отечественной войны II степени и удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Строка из списка офицеров военно-воздушных сил Красной Армии, представленных на присвоение звания «Героя Советского Союза»

Строка из списка офицеров военно-воздушных сил Красной Армии, представленных на присвоение звания «Героя Советского Союза».
Источник: ЦАМО. Ф. 33. Оп. 868043. Д. 101. Д. 97. (ГИС «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/)

Боевая биография Николая наполнена яркими эпизодами, которые смогли передать даже сухие строки наградных документов. Восстановим по ним хронологию фронтовой жизни Николая Архангельского.

24 июня 1942 года – Архангельский начал боевую работу в качестве пилота 57 ближнебомбардировочного авиаполка.

9 июля 1942 года – выполнял специальное задание с представителем Генерального штаба. Производил разведку войск противника на бреющем полете. Несмотря на сильный огонь и повреждения самолета, задание выполнил отлично и доставил ценные сведения о расположении войск противника.

9-10 июля 1942 года – проявил доблесть и мужество при штурмовке войск противника, уничтожая и рассеивая автоколонны и мотоциклистов метко поражая их огнем пулеметов.

С 15 ноября 1942 года – участвует на Юго-Западном фронте в составе 221 авиадивизии 17 воздушной армии.

25 октября 1942 года – на ст. Обливская обнаружил большое скопление эшелонов и разгрузку войск противника.

29 октября 1942 года – на аэродромах Морозовская и Тацинская обнаружил до 150 самолетов.

20 декабря 1942 года – на подходе к ст. Глубокий при низкой облачности (Н-200 м) удачно бомбил и обстрелял с передних и люковых пулеметов ж.д. эшелон. В результате штурмовки два вагона загорелось и 5 повреждено.

14 января 1943 года – в районе ст. Зверево обнаружил аэродром и до 120 транспортных самолетов, о чем сообщил на аэродром по радио. Вызванные две группы бомбардировщиков удачно бомбардировали цель, уничтожив 10 и повредив до 16 самолетов противника.

26 февраля 1943 года – выполняя задание по разведке, производил полет под нижней кромкой облачности на H-200–300 м. В течение всего полета бомбардировал одну и обстрелял из передних и люковых пулеметов 6 автоколонн противника, уничтожив при этом 6 автомашин и до 30 человек живой силы.

2 августа 1943 года – в составе группы, бомбардируя скопление эшелонов и живую силу противника на ж.д. станции Нарышкино, группа встретила 6 Ю-87 под прикрытием 12 ФВ-190, возвращающихся с бомбардирования наших боевых порядков. Маневрируя от атак истребителя огнем своих пулеметов, лично сбил один Ю-87, что подтверждено истребителями сопровождения. Доказал, что самолет Бостон успешно может вести воздушный бой.

Бомбардировщик Бостон-3 с изображением хищной птицы с надписью "Мщу за друга Муратова". Экипаж

Бомбардировщик Бостон-3 с изображением хищной птицы с надписью "Мщу за друга Муратова". Экипаж (слева направо): командир звена Архангельский Н.В., штурман Пономарев И.К., стрелок-радист Якименко Г.П., моторист Кващук И.В., воздушный стрелок Аксенович И.И., авиамеханик Хисамов Ш. 1944 год.
Источник: Осипов Г.А. В небе бомбардировщики. – Щелково, серия "Библиотека журнала "Щелково", 2003.

14 января 1944 года – в разведывательном полете на ж.д. станцию Лунинец преодолел сопротивление 4-х батарей противника и сфотографировал до 9-ти эшелонов под разгрузкой, склады с горючим и боеприпасами. Пять заходов произвел для фотографирования цели прикрытой сильным огнем.

15 января 1944 года – бомбардируя ж.д. станцию Старушки группа подверглась атакам 10 ФВ-190. Имея задачу бомбардировать и сфотографировать цель, проявил находчивость и мужество, не взирая на атаки цель, сфотографировал, отбив при этом огнем пулеметов до 7-ми атак истребителей противника.

30 января 1944 года – в разведывательном полете на ж.д. станцию Житковичи, несмотря на сильное противодействие 3-х батарей и атаки истребителей противника задание выполнил успешно, обнаружив склад с горючим, боеприпасами и скопление до 7-ми эшелонов под выгрузкой.

22 февраля 1944 года – в составе группы уничтожил на ж.д. станции Тощица до 15-ти вагонов с различными грузами, бомбардируя поджог эшелон противника.

20 июля 1944 года – выполняя задание командования по уничтожению переправ противника через реку Зап. Буг в районе д. Грабув в составе группы снайперским бомбовым ударом уничтожил 2 переправы. Во втором вылете в составе группы уничтожена третья переправа через реку Зап. Буг в районе Словатыче.

22 июля 1944 года – бомбардируя в составе группы скопление ж.д. эшелонов отходящего противника на ж.д. станции Травники уничтожили свыше 25-ти ж.д. вагонов.

В наградных документах также отмечалось, что на боевые задания Николай Васильевич вылетал с большим желанием. Действовал смело, решительно и дерзко. Несмотря на сильное противодействие, всегда старался произвести фотосъемку расположений противника.

Из воспоминаний Ш. Абазадзе, командира эскадрильи, где служил Н. Архангельский, собранных членами кружка «Поиск» Мужевской средней школы:

«Николай служил у меня заместителем командира эскадрильи с 1943 года. Я его хорошо помню, как одного из лучших летчиков и командиров. В 1944 году я лично подписал наградной лист о присвоении ему звания Героя, так как не было ни одного боевого задания, которое он бы не выполнил».

Николай Васильевич Архангельский погиб 14 января 1945 года. При выполнении боевого задания самолет был поврежден, в условиях плохой погоды он обледенел и стал терять управление. Экипажем было решено совершить свой последний подвиг, направив падающий самолет в скопление вражеских войск. Николай Архангельский с боевыми товарищами был похоронен в братской могиле №7 А (надгробная плита №38) по улице Козирынок в городе Радзынь Подляска, воеводства Бела-Подляска в Польше.

Автор исторического очерка:

Безгодова Валерия Владимировна, ведущий архивист отдела использования и публикации документов КУ «Государственный архив Югры».

В работе использованы материалы Архивного отдела администрации Октябрьского района, КУ «Государственный архив Югры»,
ГИС «Память народа».

#АрхивныйДиктант #ИзучаемИсториюЮгры #АрхивыЮгры #АрхивноеВолонтерствоВЮгре