«Югорский архивный диктант: Взгляд в прошлое». Исторический очерк № 15. Красный чум - универсальное место для кочевого населения
В начале 1930-х годов культурно-просветительская работа среди кочевого и полукочевого населения аборигенов Сургутского района впервые стала проводиться передвижными «красными чумами» и «красными лодками».
Красные лодки и красные чумы путешествовали по дальним населённым точкам района
к рыбакам во время путины (массового лова рыбы), и во время охотничьего промысла к охотникам. Обязательными задачами органа культуры были: политическое просвещение граждан, необходимость обучения грамоте, объявления о предстоящем соцсоревновании и процентах выполнения производственных планов, подведение итогов по соцсоревнованиям и объявление победителей.
Для культурного преобразования Сургутского района необходимо было решить ряд задач.
5 января 1933 года в Президиум Сургутского Райисполкома направлена докладная записка заведующего Красным чумом на Агане, Худякова Ивана Лаврентьевича, где он, используя свой опыт работы от рыбака до управленца, осветил пути их решения.
В документе Иван Лаврентьевич указал на поголовную неграмотность Аганских остяков, их негативное отношение к грамоте, в силу засилья шаманов и кулаков, ведение полукочевого образа жизни, с условной оседлостью по реке Аган и ее притокам, отсутствие помещений для организации школы и возможности проводить планомерную культурно-массовой работу.
Ввиду этих обстоятельств выдвигалась задача скорейшей организации соответствующих учреждений и обеспечения помещениями: школа-интернат, мастерская кузнечно-слесарно-столярная при школе, Дом Националов для культурно-бытового обслуживания, врачебный участок. Перечисленные учреждения предполагают стационарный характер. Значит, исходя из условий жизни остяков, требовалась специальная лодка с кино, баней, медикаментами и так далее. Причем необходимо охватить территории, расположенные по притокам рек Агана Вар Егану, Каву Егану, Ванъ Егану.
Создание Красного чума было делом нелёгким, кропотливым и затратным.
В докладной записке приводится подробный расчёт по изготовлению передвижного чума, для которого требовался брезент, толстые балки (или сукно), деревянные шесты, нюги, листовое железо для окон особого устройства, «печка» железная и печная труба для внутреннего расположения, «тисок-рогож» из деревянных прутьев и из травы для застилки пола. Для отдыха работников, транспортирования больных и т.д. были предусмотрены крытые нарты «полки», из тонкого железа верхняя полочка, внутри кошма в паруснике и решетчатый каркас и съёмная железная печка внутри, чтобы в случае поломки нарты можно было перенести и установить на другую. Общая стоимость 1979 рублей.
Полок-Баня на нарте из железа, фанеры, рубероида-толя. Итого 155 рублей.
Печь русская на нарте, походная для «печьки» хлеба двойная из железа внутри с землей или азбестом. Итого 102 рубля.
Для переброски нарт и постоянного каслания требуется не менее 20 нарт разных, считая
в среднем стоимость одной 20 рублей. Итого 400 рублей.
Список работников Красных чумов, утвержденных на 1950 год.
Архивная служба управления по организации деятельности
администрации Сургутского района.
Ф. 6. Оп. 1. Д. 16. Л. 73, 73об.
Часть инструмента, посуды, и так далее, уже имелись в оборудовании чума.
Для переброски нарт из расчёта по три оленя в нарту требуется 60 штук ездовых, да запасных на случаи болезни, отдельных выездов, стоянок и т.д. 40 штук всяких. Всего, таким образом, 100 штук, считая каждого оленя по 35 рублей. Всего на 3500 рублей. Упряж на 1200 рублей.
Таким образом, появляется возможность проведения культмассовой работы и ликвидации неграмотности среди кочевников.
Нарта - баня и для жилья во время зимы при каслании.
МКУ «Муниципальный архив города Сургута».
Ф. 1. Оп. 4. Д. 376. Л.13.
Схемы Красного чума.
МКУ «Муниципальный архив города Сургута».
Ф. 1. Оп. 4. Д. 376. Л. 14, 15.
Красные чумы продолжительное время имели высокую значимость в качестве передвижного учреждения для отдаленных населённых мест района. В сущности, это были мобильные МФЦ. Сотрудники учреждений обучали грамоте, оказывали медицинскую и ветеринарную помощь, занимались политпросвещением, организовывали читки газет, журналов, книг, демонстрировали кинофильмы.
Последующие два десятилетия для кочевого населения именно Красные чумы были основными источниками информации о событиях в стране, и мире.
Постепенно Красные чумы стали уступать свои функции сельским клубам, медпунктам, библиотекам.
В 1974 году Красные чумы были преобразованы в сельские Дома культуры.
Решение о преобразовании Красных Чумов в сельские Дома культуры. 1974г.
Архивная служба управления по организации деятельности
администрации Сургутского района.
Ф. 1. Оп. 1. Д. 331. Л. 148.
Примечание: Отдельные слова в кавычках даны в соответствии с их употреблением в тексте документа.
Автор исторического очерка: Калямина Александра Дмитриевна, архивный волонтер.
В работе использованы материалы МКУ «Муниципальный архив города Сургута» и архивной
службы управления по организации деятельности администрации Сургутского района.
#АрхивныйДиктант#ИзучаемИсториюЮгры#АрхивыЮгрыАрхивноеВолонтерствоВЮгре