«Югорский архивный диктант: Взгляд в прошлое». Исторический очерк № 17.
О Сибиряковском тракте - торговой дороге, соединившей Европу и Азию
Сибиряковский тракт – старая торговая дорога, проходившая через Приполярный Урал и соединявшая Европу и Азию.
В 1884 году Александр Михайлович Сибиряков – яркий представитель именитого иркутского купеческого рода, промышленник, исследователь Сибири, меценат и ученый, попытался создать основную торговую магистраль, связывающую Сибирь и Европу.
Сибиряков Александр Михайлович.
Из сети Интернет
Сибиряков всегда думал о развитии Сибири путем «улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских путей к соседним странам». В 1880-х гг. он начал осваивать смешанные водно-сухопутные пути из Европы в Сибирь и лично выяснять условия для постройки сухопутной дороги, соединявшей Сибирь и Урал. На своем пароходе «Норденшельд» Сибиряков проследовал вверх по реке Печора, на оленьих нартах переехал с устья Печоры через Урал, через Саранпауль на реку Обь в Березово, и добрался по реке Тобол до Тобольска. После этих исследований он приступил к реализации своего проекта обустройства дорог.
В 1885 году уже была устроена зимняя дорога из Ляпина в с. Щугорское. 13 июня 1886 года «высочайше разрешена была постройка северной Ляпин-Печорской дороги» шириной до 3 саженей, типа «неопределенного», а 7 апреля 1889 года «высочайше разрешено было строить южную Илыч-Сосьвинскую грунтовую проезжую дорогу, шириною до 6 саженей, с правом пользоваться бесплатно срубленным при проведении дороги лесом». Обе дороги своим устройством отвечали лишь зимнему сообщению. Для Ляпин-Печорской дороги конечными пунктами были юрты Ляпинские по р. Ляпин и село Щугор на р. Печоре Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (протяжение всего пути 170 верст, из них в пределах Березовского края 59 верст). Для Илыч-Сосьвинского пути конечными пунктами стали юрты Няксимвольские на р. Сосьве и устье р. Лаги, впадающей в Илыч, приток Печоры (Усть-Сысольского уезда), протяжение всего пути – 120 верст, из них в пределах Березовского края – 87 верст.
Сибиряковский тракт.
Саранпаульский краеведский музей.
КП ОФ-264-47_1,48_1.
Начинался Сибиряковский тракт от деревни Щекурья, куда товары доставлялись пароходом по Оби, Северной Сосьве и Ляпину. Затем их перевозили на лошадях и оленях через горы, тайгу и болота в Усть-Щугор на Печоре. По тракту ездили только зимой, когда морозы сковывали зыбкие болота и быстрые речки. Тысячи оленей специально предназначались для протаптывания дороги по всему волоку от Печоры до Ляпина. Тракт представлял собой 180-ти километровую просеку шириной 6 метров с деревянными гатями на болотах и пятью промежуточными станциями для отдыха ямщиков.
Деревня Щекурья. Cредина ХХ века.
Саранпаульский краеведческий музей.
КП ОФ-844_1.
В 1884 году по тракту было перевезено 20 тысяч пудов грузов, в 1888 году – 210 тысяч пудов. Для Печерского края эта дорога стала спасением: голод был обычным явлением на Печере. Мука здесь стоила 2 руб. 50 коп. за пуд, а когда Сибиряков начал доставлять туда хлеб, цены снизились вдвое, а в 1887 году – втрое. Жители называли Сибирякова «благодетелем всего Печерского края». Дать доступ продуктам из Сибири на Печеру значило для Сибирякова не только обеспечить печорское население дешевым продовольствием, но и изменить направление российских торговых путей в пользу Сибири. Сибиряков подсчитал, что доставка каждого вида товара трактом давала экономию, сокращалась продолжительность доставки товаров, а сама доставка значительно удешевлялась. В дальнейшем Сибиряков предполагал сделать тракт колесным, для круглогодичной его эксплуатации.
Сибиряковский тракт действовал в период с 1884-1898 годы. Он был рассчитан на гужевой транспорт и оказался нерентабельным. Постройка железной дороги из Западной Сибири через Урал и Европейскую Россию открыла возможность вывозить сибирский хлеб в Западную Европу. Хлеб в Сибири сразу подорожал, переправа его по тракту стала невыгодна, и тракт был заброшен.
Сибиряковский тракт в 1958 г.
Саранпаульский краеведческий музей.
КП ОФ-1122_1.
Так дорога, на которую возлагали столько надежд, так и осталась невостребованной.
На сегодняшний день сохранились лишь отдельные участки Сибиряковского тракта.
Экскурсия по Сибиряковке 1960-е годы.
Саранпаульский краеведческий музей.
КП ОФ-306-15_1.
Автор исторического очерка:
методист обособленного структурного подразделения
«Саранпаульский краеведческий музей»
муниципального автономного учреждения
«Березовский районный краеведческий музей»
Стаканова Любовь Павловна.
В работе использованы материалы Саранпаульского краеведческого музея.
#АрхивныйДиктант#ИзучаемИсториюЮгры#АрхивыЮгрыАрхивноеВолонтерствоВЮгре