1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. День Государственного флага Российской Федерации
22 августа 2022 Просмотров: 491
22 августа – День Государственного флага Российской Федерации

Флаг Российской Федерации имеет свой праздник, который отмечается ежегодно 22 августа.

Впервые трехцветный российский флаг был официально поднят 22 августа 1991 года в городе Москве над резиденцией Президента РСФСР в Кремле и над зданием Дома Советов РСФСР. Именно в этот день Верховный Совет РСФСР постановил: «До установления специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос – официальным Национальным флагом Российской Федерации».

Подробнее об истории появления российского триколора, и о том, как это связано с кораблестроением и гербом города Москвы, вы можете прочитать в отрывке из книги историка А. Дегтярева «История российского флага», опубликованном в газете «Новости Югры» от 10.09.1991 года.

о флаге.jpg

Газета "Новости Югры" от 10.09.1991 года. 
КУ "Государственный архив Югры". Ф. 32. Оп. 1. Д. 386. Л. 64 об. - 65.

Российский трехцветный

Последние годы отмечены всплеском интереса к российской геральдике. Споры о ней идут на всех уровнях – от рядовых митингов до Верховного Совета республики, где активно обсуждается проблема возвращения некоторых старых российских регалий в государственную символику.

Пожалуй, центральное место в идущих дискуссиях занимает российский бело-сине-красный флаг. Его судьба с момента появления в конце XVII века исполнена драматических коллизий – отменами, модернизациями в высочайше утвержденных Особых совещаниях и т.п.

Мы публикуем отрывок из новой книги историка А. Дегтярева «История российского флага» (она выйдет в этом году в издательстве «Милосердие»), посвященный обстоятельствам, связанным с появлением знаменитого российского стяга.

В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно – «Орел». Это была первая ласточка будущего военного флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла», составленных педантичным капитаном Бутлером, упомянуты и материалы, необходимые для изготовления морских знамен и вымпелов – «яловчиков», «для воинского ходу потребных». Упомянуто «большое знамя, что живет на корме», «узкое долгое знамя, что живет на среднем большом дереве», «знамя, что живет на переднем лежачем дереве».

О цветах этих морских знамен капитан-иностранец Бутлер оставил в одном из документов следующее замечание – «флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но такое бывает, какого государства корабль, того государства и знамя».

О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. Царь приказал отпустить «на знамена и яловчики к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (сорта материи) червчатую, белую и лазоревую». То есть красную, белую и синюю!

Таким образом, бело-сине-красная гамма российского знамени, во-первых, уходит довольно глубоко в допетровские времена, год ее появления – 1668. А во-вторых, это документальное свидетельство разрушает один из аргументов позднейших противников бело-сине-красного стяга. Они не упускали ни одного удобного случая утверждать, что бело-сине-красный флаг был учрежден Петром I для торгового, то есть частного, коммерческого флота и потому вполне государственным признан быть не может.

Однако выяснилось, что бело-сине-красная гамма возникла в связи со строительством корабля «воинского». Да еще и не рядового, а первого боевого корабля России, легендарного «Орла», родоначальника русского военного флота! Дело уж куда как самое государственное – «какого государства корабль, того государства и знамя!»

Расположение цветов на флаге «Орла» было, конечно, не таким, какое позднее собственноручно начертал Пётр Великий. Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равных квадрата-крыжа. Первый и четвертый квадраты были белые, второй и третий – красные. По типу своему первый военно-морской флаг восходил к некоторым стрелецким знаменам середины XVII века, то есть исток его можно смело возводить к этому периоду, если не более ранним временам.

Крестовый флаг дотянул до первых лет бурного XVIII века – на выбитой в 1704 году в честь постройки Кроншлота медали изображен развевающийся над крепостью крестовый флаг. В последнем десятилетии XVII века рядом с крестовым появились другие флаги.

Какие же мотивы побудили деятельную натуру Петра к крупнейшим переменам в российской геральдике?

Пожалуй, самое важное обстоятельство, решительно повлиявшее на ход событий, случилось на дальнем Севере и связано с Белым морем.

Летом 1693 года, испросив согласие матери, Петр направился в дальний Архангельск. 30 июля северный город встретил его пушечным салютом. Первоначальной целью Петра было посещение Соловецкого монастыря, где он намеревался совершить традиционный акт русского паломничества. Но скоро цель, ради которой и благословила его Наталья Кирилловна в дальний путь, была оставлена. Впервые в жизни увидев морские корабли, Петр позабыл обо всём. Несколько груженных английских и голландских парусников как раз готовились к отплытию, и Петр непременно решил их проводить в море.

Плаванье-проводы длилось шесть дней. Петр, знавший до этого лишь тихие пресные воды Переяславского озера, был потрясен и навсегда покорен морской стихией. Но еще больше поразили его огромные суда, разрезавшие мощными форштевнями седые валы Студеного моря. Ветер хлопал большими красивыми флагами, поднятыми на мачтах и крепких кормовых флагштоках. Флаги были просты по рисунку, не утяжелены надписями, как русские хоругви, ярки и потому видны издалека.

Узнав, что ожидается прибытие в архангельский порт новых иностранных кораблей, Петр отложил возвращение. Скоро молодой царь принял решение – строить два корабля для своего флота. Один при его деятельном участии тут же заложили на соломбальской верфи в Архангельске, а другой был заказан в Голландии.

Только в середине сентября, с началом холодной северной осени, Петр отправился в столицу. Из Архангельска двинулись водным путем в сторону Вологды. Здесь, расставаясь, он пожаловал архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою».

В числе корабельных «прикрас» были пожалованы архиепископу и попали затем в кафедральный собор Архангельска три флага, которые развевались на судах Петра. Один большой – «флаг царя Московского» и два поменьше, с иерусалимскими прямыми крестами.

Квадратный флаг царя Московского был сшит из специальной фуражной материи – флагдуха. Полотнище его разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя коронами желтый двуглавый орел со скипетром и державой. На груди орла был изображен красный щит с изображением святого Георгия, колющего копьем зеленого дракона.

Примечателен в отношении цветовой гаммы и один из флагов с иерусалимским крестом. Он был белым, в него был вшит красный иерусалимский крест. Самое интересное – у флага был длинный бело-сине-красный трехцветный хвост!

Наконец, третий флаг, имевший квадратную форму, был изготовлен из белой шелковой материи, и в него был вшит желтый крест.

…Вся зима 1693-94 года прошла в переписке с Архангельском и приготовлениях к новой поездке. Уже 1 мая 1694 года Петр покинул Москву. До Вологды добрались по суше, а затем на 22 баркасах пустились по рекам на север. 18 мая добрались до Архангельска, а уже через день, 20-го, состоялся торжественный спуск корабля, заложенного в прошлом году.

21 июля прибыл в Архангельск и заказанный в Голландии прекрасный по тем временам корабль «Святое пророчество». Петр получил на нем должность шкипера, а капитаном был назначен неутомимый Франц Лефорт. На корабле был поднят бело-сине-красный флаг.

Архангельские события 1693-1694 годов впоследствии и дали повод считать его «вариацией флага Голландии», у которого Петр перенес вниз красную полосу, сделав красно-бело-синий голландский стяг бело-сине-красным.

«Голландская» версия у многих создает устойчивое впечатление о том, что Петр «изобрел» бело-сине-красный стяг, набравшись впечатлений в Голландии, подружившись с ее корабелами, моряками, жителями столицы. Но Петр отправился в Голландию в 1697 году, тогда как флаг появился несколькими годами ранее.

На самом же деле, создавая новый флаг, Петр обнаружил глубокую приверженность российской геральдической традиции. Он сохранил прямую преемственность с тем старым крестовым флагом, под которым, по-видимому, прибыл в Архангельск летом 1693 года.

Правда и признанное ныне допетровское бытование бело-сине-красной гаммы в российской геральдике не снимает вопроса о ее природе. «Голландское» происхождение давало хоть какую-то версию объяснения бело-сине-красной гаммы. С ее отвержением вновь встает вопрос – что же всё-таки выражает, откуда произрастает, какой сокрытый смысл несет в себе бело-сине-красное сочетание? К чему оно восходит, почему должно почитаться как национальное?

Наиболее убедительный ответ на этот вопрос был найден, как ни парадоксально, уже после упразднения бело-сине-красного флага. Его сформулировал в годы Великой Отечественной войны Н. Семенович.

«Пожалуй, можно предположить, – утверждал он, анализируя цвета крестового флага, – следующие соображения: синий цвет для креста – так как мантия св. Георгия Победоносца на гербе города Москвы синяя; белый и красный поля влага – так как поле герба красное, а конь св. Георгия Победоносца белый».

Белый конь, синий плащ, красное поле! Похоже, именно здесь лежит разгадка российской национальной цветовой гаммы. Выясняется, что корнями своими она уходит в глубокую древность. Все сливается здесь – и гербовый всадник-воин, ставший с течением веков олицетворением святого Георгия, и столичный герб, красное поле которого выражает на языке средневековой геральдики независимость государства.

Так древнерусская георгиевская традиция сочетания цветов, запечатленная московским гербом, который по праву присутствовал на гербе государственном, естественным образом была воплощена в национальном стяге.

Бело-сине-красный стяг стал, пожалуй, самым знаменитым геральдическим изобретением Петра Великого. Лишь Андреевский флаг, который российский военно-морской флот пронес по всем океанам, может с ним сравниться. Гениально найденный рисунок, в котором глубинная цветовая традиция России сочеталась с самым современным по тем временам флаговым рисунком, сделала этот стяг уникальным в европейской геральдике, прочно закрепила его в сознании многих народов за Россией. И даже сегодня, спустя без малого три четверти века после его официальной отмены, ни одна новая страна, а их за это время на планете возникло многие десятки, не заявила претензий на бело-сине-красную гамму. В сознании мира она по-прежнему закреплена за Россией.